После 3-х уже поздно? Можно ли вырастить гения, если ребенок уже перешел этот порог

Юный гений

Как известно, гений — в глубоком значении этого слова — рождается раз в пол века и это уж точно не регулируется никакими педагогическими программами и методами. Но вот вырастить талантливого музыканта, художника, архитектора, писателя вполне по силам каждому родителю. Граней у одарённости довольно много, и часто она маскируется под какие-то психологические или физиологические способности ребенка.

Гений в исторических примерах

Гениальность связана с тем, что человек видит мир по-своему и творит его иначе, чем те, кто его окружает. Очень часто гении не вписываются в общую систему образования и выглядят в глазах окружающих не успевающими. Лев Толстой в 1844 году был зачислен в Императорский Казанский университет, однако, был отчислен с первого курса. В. Г. Белинский учился в Московском университете на философском факультете и был отчислен по неспособности. Иван Бунин в 1881 г. поступил в Елецкую гимназию, из которой был отчислен через 4 года. Исаак Ньютон был самым плохим учеником в классе.

Однако людям, в частности родителям, как правило, трудно опознать в подобных «неудачниках» истинных гениев. В понимании родителей, гений – это как раз тот человек, который всегда умнее, талантливее, на голову выше всех остальных детей. Именно поэтому сейчас так модно стало такое направление, как «Школа раннего развития». Практически с самого рождения детям показывают «карточки Домана», учат читать по Марии Монтессори, рассказывают об атомной физике и строят слово «мама» из кубиков Зайцева. Вся теория «раннего развития» основана на том, что мозг развивается только до трех, в лучшем случае до пяти лет. Т.е чем младше ребенок, которого начали активно обучать, тем больше он сможет запомнить и тем больше освоит. В последнее время даже начали выходить книги-инструкции о том, что читать и что делать беременной женщине, чтобы у нее родился умный малыш.

Т.е если ребенок старше 5 лет, на нем уже можно поставить крест? Вовсе нет. Последние западные исследования доказали, что становление мозга длится на протяжении всей жизни человека. Но для этого существуют определенные условия.

Некоторые условия развития мозга детей

Игровая среда стимулирует работу мозга

Теория, основанная на опытах с крысами: у тех, кому поставили разноцветные домики и лабиринты, объем мозга вырос на 25%. Ученые эти данные проецируют и на человека. Нужно, всего-то, создать увлекательную игровую зону для детей, заполнить ее игрушками, которые были бы в свободном доступе для ребенка (да-да, не убранные высоко на полку, чтобы не дай Бог, ребенок их не сломал) и научить ребенка играть. Играть, кстати, тоже нужно учить. Некоторые вещи ребенок, конечно, поймет и инстинктивно, но вот как аккуратно рисовать красками, складывать конструкторы и играть в «дочки-матери» лучше, все-таки, показать на личном примере.

Иностранный язык

Многие сторонники раннего развития с самого рождения начинают показывать детям карточки, с иностранными буквами и плакаты с названиями слов. Однако, факт этот тоже весьма спорный. Большинство психологов считает, что дополнительный язык лучше начать изучать в 5-7 лет, когда ребенок уже основательно изучит родной. А кто-то вообще считает, что наиболее плодотворное время это 14 лет. Согласно мнению детского психолога Л. Даниловой, если уж так не терпится загрузить ребенка знанием иностранного языка, проще заучить какой-то простой стишок или песенку, которые в 14-16 лет станут основой для всей остальной базы языка.

Физическая активность

Опять же, многие родители видят развитие ребенка только в том, чтобы показывать ему карточки и рассказывать энциклопедические знания понятным языком. Но когда дело доходит до шведских стенок или лазаний по канату, то вступают традиционные «Туда не лезь, упадешь!» и «Не бегай так быстро, поранишься!». Кто бы мог подумать, что физические упражнения активно развивают не только мышцы в теле малыша, но и мозг (ведь мозг, как известно, тоже мышца). Карабканье вверх, к примеру, стимулирует веру в себя, а «упал — поднялся» учит вставать после каждого падения и бежать дальше.

Краткие итоги

Подводя итог, можно сказать одно: заниматься с ребенком в любом возрасте лучше, чем не заниматься с ним вообще. Не важно, сколько ему при этом лет: год, пять или пятнадцать. Но выбирая между «изучением по карточкам» и «игрой с мамой», выбрать лучше игру, ведь гением он может и не стать, а счастливым быть обязан.