Яндекс.Метрика

Развитие мозга ребенка: можно ли вырастить гения после 3-х

Время чтения этой статьи: 9 мин.

Как известно, гений — в глубоком значении этого слова — рождается раз в пол века. И это уж точно не регулируется никакими педагогическими программами и методами. Развитие мозга ребенка ложится на плечи его родителей и воспитателей. И вырастить талантливого музыканта, художника, архитектора, писателя вполне по силам каждому. Граней у одарённости довольно много. Часто она маскируется под какие-то психологические или физиологические способности ребенка.

Раннее развитие мозга важно для обучения

Гений в исторических примерах

Гениальность связана с тем, что человек видит мир по-своему. Он творит его иначе, чем те, кто его окружает. Очень часто гении не вписываются в общую систему образования и выглядят в глазах окружающих не успевающими. Лев Толстой в 1844 году был зачислен в Императорский Казанский университет, однако, был отчислен с первого курса. В. Г. Белинский учился в Московском университете на философском факультете и был отчислен по неспособности. Иван Бунин в 1881 г. поступил в Елецкую гимназию, из которой был отчислен через 4 года. Исаак Ньютон был самым плохим учеником в классе.

Однако людям, в частности родителям, как правило, трудно опознать в подобных «неудачниках» истинных гениев. В понимании родителей, гений – это как раз тот человек, который всегда умнее, талантливее, на голову выше всех остальных детей. Именно поэтому сейчас так модно стало такое направление, как «Школа раннего развития».

Практически с самого рождения детям показывают «карточки Домана», учат читать по Марии Монтессори, рассказывают об атомной физике и строят слово «мама» из кубиков Зайцева. Вся теория «раннего развития» основана на том, что мозг развивается только до трех. В лучшем случае до пяти лет. То есть чем младше ребенок, которого начали активно обучать, тем больше он сможет запомнить и тем больше освоит. В последнее время даже начали выходить книги-инструкции о том, что читать и что делать беременной женщине, чтобы у нее родился умный малыш.

То есть если ребенок старше 5 лет, на нем уже можно поставить крест? Вовсе нет. Последние западные исследования доказали, что становление мозга длится на протяжении всей жизни человека. Но для этого существуют определенные условия.

Обучение ребенка с юного возраста

Некоторые условия развития мозга ребенка

Игровая среда стимулирует работу мозга

Теория, основанная на опытах с крысами: у тех, кому поставили разноцветные домики и лабиринты, объем мозга вырос на 25%. Ученые эти данные проецируют и на человека. Нужно, всего-то, создать увлекательную игровую зону для детей. Надо заполнить ее игрушками, которые были бы в свободном доступе для ребенка. Да-да, не убранные высоко на полку, чтобы не дай Бог, ребенок их не сломал. И обязательно научить ребенка пользоваться игрушками.

Играть, кстати, тоже нужно учить. Некоторые вещи ребенок, конечно, поймет и инстинктивно. Но вот как аккуратно рисовать красками, складывать конструкторы и играть в «дочки-матери» лучше, все-таки, показать на личном примере.

Иностранный язык

Многие сторонники раннего развития с самого рождения начинают показывать детям карточки, с иностранными буквами и плакаты с названиями слов. Однако, факт этот тоже весьма спорный. Большинство психологов считает, что дополнительный язык лучше начать изучать в 5-7 лет, когда ребенок уже основательно изучит родной.

А кто-то вообще считает, что наиболее плодотворное время это 14 лет. Согласно мнению детского психолога Л. Даниловой, если уж так не терпится загрузить ребенка знанием иностранного языка, проще заучить какой-то простой стишок или песенку, которые в 14-16 лет станут основой для всей остальной базы языка.

Физическая активность

Опять же, многие родители видят развитие ребенка только в том, чтобы показывать ему карточки и рассказывать энциклопедические знания понятным языком. Но когда дело доходит до шведских стенок или лазаний по канату, то вступают традиционные «Туда не лезь, упадешь!» и «Не бегай так быстро, поранишься!».

Кто бы мог подумать, что физические упражнения активно развивают не только мышцы в теле малыша. Мозг также развивается. Карабканье вверх, к примеру, стимулирует веру в себя. А «упал — поднялся» учит вставать после каждого падения и бежать дальше.

Краткие итоги

Подводя итог, можно сказать одно. Заниматься с ребенком в любом возрасте лучше, чем не заниматься с ним вообще. Не важно, сколько ему при этом лет: год, пять или пятнадцать. Но выбирая между «изучением по карточкам» и «игрой с мамой», выбрать лучше игру. Ведь гением он может и не стать, а счастливым быть обязан.