Яндекс.Метрика

Можно ли оставлять ребенка дома одного: с чего начать

Время чтения этой статьи: 14 мин.

Вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи, волнует многих родителей, но не все знают о том, как сделать процесс оставления дома ребёнка безопасным и правильным.

Фото: StockSnap

Мнения психологов на этот счёт тоже расходятся. Одни говорят, что это категорически нельзя делать до определенного возраста. А другие, в свою очередь, считают, что ребёнку быть одному периодически, наоборот, необходимо для того, чтобы приучить его к самостоятельности, что делает человека в дальнейшем более независимым.

Есть ещё и третья сторона – правовая, то есть закон. Он даёт однозначный ответ на вопрос «можно ли оставлять ребенка дома одного», и в каком случае.

Реалии нашей жизни

Современные родители, находясь в зависимости от своей работы, не могут обходиться без детского сада и продлёнки в школе. Но они часто работают подолгу, и не могут сами встретить ребенка после занятий. А бабушки с дедушками ещё достаточно молоды, находятся в трудоспособном возрасте, и в силу своей занятости не могут приглядеть за внуками.

Тогда приходится приглашать нянь или гувернанток. Ни для кого не секрет, что многие родители, в наше время, не могут позволить себе нанимать няню на работу. Тогда на какое-то время они предпочитают оставлять ребёнка дома одного.

Правовой аспект вопроса

Начать следует с правового аспекта рассматриваемого вопроса.

В законодательстве Российской Федерации никак не регламентируется возраст, с которого можно оставлять детей дома одних. Необходимо обратить внимание на то, что ребенком считается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. То есть до совершеннолетия в соответствии с законом.

Анализируя различные нормативно правовые документы стран постсоветского пространства, можно заметить, что существуют разные мнения на этот счёт.

Например, в Белоруссии ребёнка нельзя оставлять одного до достижения им возраста 14-ти лет.

В России возраст, с которого ребёнок может находиться дома один, не узаконен. Но есть рекомендации относительно возраста, когда он может находиться дома самостоятельно, без взрослых.

Отметим, что психологи рекомендуют ненадолго начинать оставлять дома ребёнка с момента, когда он становится школьником, с возраста 7 лет. Обязательно следует учесть наличие у него развитых навыков: социальных, социально-коммуникативных, а также бытовых. Важно учесть, что если ребёнок младшего школьного возраста находится дома один, то необходим надзор взрослого, пусть и не находящегося с ребёнком в квартире. Этот взрослый регулярно, например, через каждые полтора часа, должен заходить к нему и проверять, чем ребёнок занимается. Полностью, без регулярного контроля взрослого, ребёнок может оставаться дома один начиная с 14-ти лет.

Важно помнить, что ответственность за чрезвычайное происшествие, случившееся во время отсутствия дома родителей, всё равно возлагается на них, в том случае, если в жилище, в момент происшествия находился ребёнок, не достигший 18-ти лет.

Фото: LuidmilaKot

Подготовка ребенка к тому, чтобы оставаться дома без взрослых

Психологи отмечают, что подготовленность к нахождению дома ребёнка одного заключается в наличии развитых социально-коммуникативных навыков и умению занимать себя продолжительное время. А также в отсутствии страха находиться в квартире одному и знаний правил техники безопасности.

Существует несколько рекомендаций:

  1. Для того, чтобы было не страшно одному дома в вечерние часы, необходимо оставлять ребенку свет во всех комнатах квартиры.
  2. Необходимо предложить ребенку просмотр мультиков, либо прослушивание музыки.

Эти два простых совета помогут ребенку не чувствовать себя одиноким в квартире до прихода родителей. Также можно предложить выполнить какое-то важное задание до прихода родителей.

Признаки того, что ребенка можно оставлять на непродолжительное время одного

  1. Он может занять себя, не требуя родительского контроля и участия.
  2. Ребёнок не страдает боязнью темноты или замкнутого пространства. Он может засыпать за закрытой дверью при включённом или же выключенном свете.
  3. Ребёнок четко осознаёт, что можно ему делать, а что нельзя. Например, почему нельзя подходить к открытому окну, играть с огнём или открывать дверь незнакомым людям.
  4. Является уверенным пользователем городского телефона, либо мобильной связи, а также «Вайбера» и «Ватсапа». Чтобы в случае экстренных ситуаций мог обратиться в надлежащие службы, номера которых он должен знать. Он четко должен знать, в какую экстренную службу нужно обратиться в определенной экстренной ситуации.
  5. Ребёнок всегда выполняет порученные ему дела. Например, может сам заправить постель, или погулять с собакой. Ему не требуется напоминание об уборке игровой зоны или своевременного отхода ко сну.
  6. Не привлекает к себе внимание родителей в случае их занятости, не устраивает истерик. Не выказывает страха.
Фото: StockSnap

Варианты, когда можно оставить дома ребёнка, предлагаемые психологами

Лучше всего распланировать вместе с ребёнком, чем он будет заниматься в отсутствии родителей.

  • Это может быть выполнение домашних уроков, занятия любимым хобби или просмотр мультфильма.
  • Чтение книги.
  • Выполнение домашних дел, порученных родителями.

Важно помнить: дети также, как и животные, очень чувствительны ко времени. Поэтому, если родитель обещал ребёнку вернуться в определённый час, то ему ни в коем случае нельзя задерживаться без предупреждения.  Это может привести к излишней нервозности со стороны ребёнка.

Временные рамки

Начиная оставлять ребенка одного, нужно «стартовать» с малого времени — 10 — 15 минут. Например, отправившись в магазин или на прогулку с домашним любимцем.

Постепенно наращивая время отсутствия: сначала 20 минут, затем 30-40 минут, затем 1 час 30 минут.

Следует учитывать и возраст ребёнка:

  • В возрасте 7-ми лет максимум, который он может провести один — от 15 до 20 минут.
  • С 8-ми лет — от 20 до 45 минут.
  • В возрасте от 9-ти до 12-ти лет — от одного до четырёх часов.
  • С возраста старше 12-ти лет ребёнок может находиться один в течение рабочего дня.

Важно помнить: родителям не следует наказывать ребёнка, если, вернувшись домой, будет обнаружен какой-то беспорядок. Такая реакция – наказание — приведёт к страху оставаться дома одному на протяжении всей жизни.

Советы для родителей, когда дети одни дома

Во время своего отсутствия следует интересоваться, чем дети занимаются через равные промежутки времени. Делать это следует посредством стационарного или мобильного телефона.

Важно отметить, что сейчас на городские телефоны звонят многие рекламщики и представители непонятных структур. Поэтому лучше всего договориться с ребенком о том, что общение с родителем будет происходить только через мобильный телефон.

Если ребёнок владеет навыками приготовления какой-то еды (например, с возраста 12-16 лет), можно попросить его приготовить салат или что-то другое. Тем самым, заняв его на время своего отсутствия дома.

Категорически нельзя оставлять ребенка дома одного на длительный период в случае его болезни, или наличия страха. Это может привести к наличию психологических синдромов.

Вернувшись домой, рекомендуется поинтересоваться, чем же он занимался. Что он смог сделать за период отсутствия родителей. Возможно, есть какие-то дела, которые оставлены до прихода родителей, поскольку он не смог завершить их сам.

Если ребёнок оставлен один на долгое время, необходимо чтобы у него была еда «на перекус» или полноценный обед. Еда должна быть расположена в том месте, где он сможет её достать. Например, в возрасте 8 — 9 лет ребёнок может скушать йогурт или рулет к чаю, предварительно оставленному в термосе.